У ребенка истерика. Что делать?

0
541

Очень часто родители задаются вопросом — как успокоить маленького ребенка, если у него истерика. Что можно и нужно делать маме (или любому близкому взрослому) и чего делать не надо, дабы не усугубить и без того сложную для малыша ситуацию?

Сначала о том, чего делать не надо

Сразу после травмирующей ситуации (испугался, упал, разодрал коленку, обиделся) не надо с ним разговаривать, совсем. Не надо причитать, задавать вопросы вроде «где болит», «что случилось», «как упал», повышать голос. Спокойствие, только спокойствие. В ситуации травмы (физической или психологической) мозг ребенка и так перегружен, а лишние слова могут дать малышу дополнительную нагрузку или напугать его еще больше.
Совсем необязательно дуть и сразу мазать ранку (если, конечно, это не кровотечение), не нужно сильно укачивать, совать ему для утешения игрушки или сладости. Не надо говорить ребенку о каких-то потусторонних силах, которые помогут или накажут обидчика. Дайте ребенку самому справиться со случившимся, обработать информацию.

Как помочь ребенку любого возраста справиться с истерикой?

1. Немного переместившись от места происшествия, мягко, плавно, но крепко прижать ребенка к себе, окутав его своим теплом, как одеялом, крепко, чтобы малыш не чувствовал ваше волнение и нервную дрожь.
2. Стараться дышать глубоко, плавно, восстанавливая свое дыхание, так как регуляция дыхания помогает успокоиться. Когда вы сильно прижимаете ребенка к себе, он со временем будет дышать в такт с вами, и, чувствуя ваше спокойствие, успокоится вскоре и сам.
3. Помогают прийти в норму легкие успокаивающие поглаживания или покачивания в такт дыханию, можно тихо напевать песенки без слов. Но это должны быть именно легкие, фоновые движения, не отвлекающие ребенка от переработки случившегося.
4. Когда вы почувствовали, что ребенок успокоился (не всхлипывает, дыхание восстановлено), можно повернуться к месту происшествия и рассказать историю случившегося. Например: «Ты играл в песочнице, тебе понравилась красная машинка, ты ее взял, но Никита отобрал ее». На травмирующем слове ребенок, скорее всего, станет дышать чаще, а может и снова заплакать. Он проживает случившееся вновь. Дайте ему это сделать. Расскажите все, как было, снова, не осуждая и не давая свою оценку (так нельзя, ты поступил плохо и т. п.), описывайте само событие, только факты.
Если ребенок способен сам рассказать о том, что произошло, пусть рассказывает по несколько раз членам семьи, знакомым. Когда он сможет рассказать или прослушать историю спокойно, на ровном дыхании, это значит, что стресс снят.
5. И только когда ребенок успокоился и смирился с происшествием, не раньше, можно вместе с ним обсудить случившееся. Если он уже умеет разговаривать, можно спросить: «Как ты считаешь, что нужно было сделать?». Нужно подвести ребенка к пониманию того, как в следующий раз избежать такой ситуации. Может быть, ребенок и сам все расскажет, что он сделал не так, и как нужно было поступить.
Если ребенку не дать прожить ситуацию, да еще и наговорить ему разных «утешающих» слов, тем самым подлив масла в огонь, можно получить психологическую проблему.

В результате вышеописанных действий маленький человечек учится сам контролировать свои поступки, учится анализировать и разрешать сложные жизненные ситуации. При этом взрослый лишь эмоционально поддерживает, помогает справиться, а не управляет и контролирует.
Конечно, если мама спокойно скажет, что «ничего страшного не случилось», может быть, малыш и успокоится. Но что ребенок усвоит из такой ситуации? «Я еще маленький, я ничего не могу решить». При этом психологическая травма осталась внутри и может в будущем вылиться, например, в болезнь.
Как поступить в каждой конкретной ситуации, решать, конечно же, вам. Если ситуация требует скорости принятия решения (авария, взрыв, потоп и другие страшные вещи), взрослому стоит взять ситуацию под контроль. Но, если ребенок упал, поцарапался, если у него отобрали игрушку, дайте ему самому проанализировать все и сделать выводы.
То есть нужно найти ту самую «золотую середину» и выбрать правильную тактику. Чтобы маленький человечек сам учился управлять своим поведением и своими поступками, нужно дать ему самому оценить случившееся, а не давать свою оценку. Но при этом малыш должен чувствовать вашу поддержку и внимание.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь