Развитие малыша — мышление

0
608

Уже с первых дней жизни у малыша начинает формироваться мышление. У взрослого человека развито как речевое, так и понятийное мышление. Понятие – это совокупность знаний и человеческого опыта, чем больше опыта у человека, тем глубже его мышление. Взрослый человек ошибочно полагает, что мыслит вне зависимости от своей деятельности, но от действий человека и от его рода занятий напрямую зависит его образ мышления.

Первые понятия формируются еще в раннем детстве. Определенное слово в зависимости от частоты его употребления и действий, связанных с ним, как бы обрастает смыслом. Так формируется понятие.

Существует три этапа развития мышления у ребенка, которые напрямую зависят от возраста малыша. В возрасте от года до трех лет формируется наглядно-действенное мышление. Это означает, что по большей части ребенок учится тому, что видит и что делает, старается повторить действия взрослых и понять взаимозависимость слов и действий.

Наглядно-образное мышление проявляется уже в трехлетнем возрасте, когда ребенок уже имеет определенный опыт и знания. В более старшем возрасте у ребенка начинает формироваться понятийное мышление. Он воспринимает мир согласно собственным понятиям, которые составил в предыдущие годы своей жизни.

По мере преодоления и решения ребенком определенных задач, связанных с практикой, у ребенка формируется понятие зависимости действий от слов. Так формируется наглядно-действенное мышление. Любую мысль малыша можно увидеть в действии. Если ребенку нужно что-то взять, он идет и берет. Если нужная вещь находится вне досягаемости, то ребенок старается решить эту проблему самостоятельно – подставляет стул, если высоко, например. Конечно, в возрасте пяти лет малыш поступит также, но сделает это с большим умением. Это доказывает, что наглядно-действенное мышление никуда не исчезает с возрастом, просто приобретает скорее рефлекторную форму. Хотя и выделяется три этапа развития мышления, не стоит забывать, что все они происходят постепенно и образуют в итоге единое целое. Поэтому важно помнить, что уже в возрасте до года у малыша начинает развиваться и формироваться и понятийное и речевое мышление. Ребенок впитывает в себя не только собственный опыт, но и действия окружающих.

Вообще, развитие малыша происходит во время игр, поэтому ребенку очень важно играть. Лучше всего мышление ребенка формируется во время решения каких-либо задач – сложить кубики, подобрать правильную форму предмета и т.д. В самом раннем возрасте малыш впервые подтягивает к себе игрушки, лежащие вне его досягаемости. Это происходит случайно, но у ребенка уже отложилось, что если потянуть за пеленку, на которой лежит игрушка, то она окажется в зоне досягаемости, и в следующий раз это действие произойдет осмысленно.

Уже с десятимесячного возраста можно начинать проводить занятие, развивающие мышление. Например, можно предложить ребенку дотянуться до игрушки. Если игрушка вне зоны досягаемости, малыш постарается решить эту проблему уже известным ему путем – подтянуть ее к себе. Если малышу предложить достать игрушку из, допустим, коробки, то вначале он может растеряться. Задача родителей – показать малышу, как решить эту задачу. Малыш с радостью повторит действие родителя.

Самое важное на этом этапе развития – научить ребенка пользоваться окружающими предметами для достижения собственных целей. Так у ребенка появляется его первый опыт, он учится преодолевать препятствия и решать различные дидактические и практические задания. Это является основой для дальнейшего развития мышления.

Ребенок, который научился ходить, вынужден ежеминутно решать практические задания. Достать игрушку, лежащую вне его досягаемости теперь проще, если просто подойти к ней, нежели воспользовавшись лентой, чтобы подтянуть. Очень хорошим способом развития на этом этапе является прохождение лабиринтов.

Ребенок учится использовать для достижения своих целей не только окружающие его предметы, но и людей. Например, если игрушка находится слишком высоко, а рядом есть взрослый, то ребенок начнет просить взрослого достать ему игрушку. Если ребенку мало уделяют внимания, и он не общается со взрослыми, то скорее всего, он постарается решить эту проблему сам, однако такая самостоятельность чревата торможением речевого мышления у малыша. Он не учится формировать свои желания в слова.

Вообще, при общении со взрослыми, ребенок учится у них, перенимает опыт, устанавливает взаимосвязь между словами и действиями. Чем богаче общение малыша со взрослыми, тем более развито разностороннее мышление у ребенка. Ему проще решать задачи, общаться с людьми, при плотном общении и взаимодействии малыша и родителей происходит правильное развитие ребенка.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь